День против прокрастинации

Немного о психологии и планах на будущее

          С 2015 года уже традиционно отмечают день против прокрастинации.

          На русском языке этот термин означает ОТКЛАДЫВАНИЕ ДЕЛ НА ПОТОМ.    Срочные и важные дела, такие, как задания по работе, выполнение учебного плана или необходимость, наконец, заняться собственным здоровьем откладываются, постепенно создавая для человека всё больше проблем, иногда доводя до тяжёлых депрессий и жизненных катастроф.

           Прокрастинация – сестра депрессии. И некоторые причины их возникновения тоже схожи:

  • Непонимание проблемы, требующей решения. Как сделать то, что представляется «тёмным лесом»?
  • Избыточная многозадачность. Как успеть всё, имея только одну пару рук и 24 часа в сутках?
  • Накопленный ворох незавершённых дел. Этот «хлам» лишает человека сил, ведь, чтобы сделать что-то новое, нужно взяться за старое и… в общем, вы и сами всё понимаете
  • Негативный опыт, который вызывает страх и подавленность. Как противостоять страху неудачи, которая уже имеется в вашем опыте?
  • Отсутствие смысла жизни, которое возникает, когда ставится под сомнение возможность осуществления желаемого [1].

           Проблема прокрастинации является распространённой. Этой теме, в частности, посвящена статья об изучении силы воли как основного инструмента решения данной проблемы студентами младших курсов высших учебных заведений. Авторы сообщают о том, что «большинство юношей и девушек обладают средним уровнем прокрастинации и высоким» «уровнем волевого потенциала». Их выводы говорят о «важности выраженных значений силы воли в преодолении проявлений академической прокрастинации на начальных этапах обучения в вузе» [2]. Так что же можно с этим сделать?

            Итак, психологический подход к преодолению откладывания дел на потом предполагает:

  1. Без суеты изучать суть стоящих перед нами задач и осваивать способы их осуществления. Как правило, в одиночку не разобраться. Пытаясь быть единственным в поле воином, мы обрекаем себя на «слабость в ногах и дрожь во всём теле». Решение: найти себе постоянного друга, наставника, или обоих в одном флаконе. Третье лицо помогает посмотреть на ситуацию с неожиданного ракурса и просто почувствовать себя лучше (ведь ты уже не один).
  2. Выбирать то, что важнее. Есть хорошее выражение «мой дом – там, где моё сердце». Так и с делами. Делать в первую очередь те, исполнение которых приносит удовольствие или облегчение. А на первое место ставить решение задач, от которых зависит ваша судьба. Если это даётся непросто – смотри пункт первый.
  3. Периодически проводить аудит незавершённых дел. Если какое-то из этих дел поднимет вам настроение – спешите выполнить; другим делам возможно и не стоит уделять внимания; а что-то осуществлять понемногу, не пытаясь решить задачу за один присест – даже для того, чтобы написать статью, порой нужно начинать несколько раз, дописывая по одному предложению в день, а то и в неделю.
  4. Негативный опыт – это тренажёр, на котором человек взрослеет. Говорят, действуй вопреки страху. Но я не согласен: так можно и сгореть, а сила воли может закончиться в самый неподходящий момент. Моё решение – просто принимать участие в событиях собственной жизни. Если не подогревать собственные амбиции по соблюдению сроков, качества и даже самого результата, можно научиться просто получать удовольствие от процесса. А там где удовольствие, там и качество. Вот такая диалектика.
  5. Сложнее всего преодолеть проблему нереализации желаемого. Самым разумным подходом мне кажется непрерывное обогащение жизни. Я имею в виду обогащение жизни самыми разнообразными желаниями, и интересами всех возможных направлений. Если есть работа (или учёба), то к ней можно присовокупить хобби, личную жизнь, общественную деятельность… – продолжайте список согласно вашей фантазии. Если есть трудности в отношениях с друзьями, наладьте отношения с родителями; если проблемы с младшими, начинайте выстраивать душевные связи со старшими и т.д. Если хочется новой интересной информации, но вся уже приелась, займитесь спортом; не можете выбрать каким – испробуйте все. И так далее. Короче говоря, если уперлись в стену и не видите выхода, меняйте маршрут движения: компас показывает 360 направлений, незачем упорно идти только в одну сторону, если не хочется.
  6. Не забываем о силе воле. Некоторые ступени можно преодолеть простым усилием. Подготовьте себя, скушайте витаминку, выдохните и сделайте следующий шаг…

 НЕМНОГО О ВИТАМИНКАХ.

Список пищевых продуктов, которые помогут вам преодолеть подавленность, а может и депрессию:

  • Витамин Д-3 (принимать под контролем уровня витамина Д в сыворотке крови)
  • Витамины группы В. Их дефицит формируется медленно, но уверенно. Чем старше вы становитесь и чем более активный образ жизни ведёте, тем меньше становится запас этих драгоценных веществ в вашем теле.
  • Омега-3 и лецитин – из этих соединений состоят мембраны всех клеток, в том числе клеток нервной системы. Если в нейронной сети произойдёт «короткое замыкание», вашему настроению мало не покажется
  • Пища с высоким содержанием пищевых волокон. Рассматривайте эту пищу как массажёр для вашего кишечника. Кто сказал, что быть поглаженным приятно только снаружи?
  • Особенно важна ферментированная пища (например, квашеная капуста), которая является пребиотиком – средой для размножения в кишечнике дружественной микрофлоры – как показывают исследования, бактерии, питающиеся овощами, выделяют вещества, которые повышают настроение
  • Пища с высоким содержанием йода (предпочтительно органического), например, морская капуста, качественные морепродукты. При нехватке этого микроэлемента, подавленное состояние может стать для вас нормой.
  • Наконец, не забывайте про здоровый сон и отказ от лишней информации, льющейся щедрым потоком с экранов ваших гаджетов. Эти два условия любой обзовёт очевидными, но их просто нужно выполнить. Вместе с ненужными сведениями вы расстанетесь и со львиной долей отрицательных эмоций.

 

 Использованная литература:

  1. День против прокрастинации [Электронный ресурс]: webplus.info. – 2023. – Режим доступа: https://webplus.info/index.php?page=5&event=204079. – дата доступа: 03.01.2023. – Загл. с экрана.
  2. Валиуллина, Е. В. Волевые аспекты освоения учебно-профессиональной деятельности студентами младших курсов вуза / Е. В. Валиуллина // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 18-25. – EDN CYYYYO.
EnglishDeutschFrançaisРусскийБеларуская моваPolski